|
|
|
|
|
|
|
Форум -- Основной
Страницы: 1 2
| Olgerd | |
|
Тема: RE: Истчо
| для ответа необходимо зарегистрироваться |
БОНСКАЯ РЕЛИГИЯ В ЕВРОПЕЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Одним из первых о бонской религии писал Л. Уоддель, который
дал ей краткую характеристику в своей книге "Тибетский
буддизм или ламаизм" [126 ]*. Уоддель писал, что до VII в.
н.э. тибетцы, не имевшие никакой цивилизации, были
последователями анимизма и диких ритуалов, то есть были
шаманистами, или, по-тибетски, бойцами [126, с. 19]. Те же
самые мысли повторяются в его статье, специально посвященной
бонской религии [125, 333-334]. По мнению Уодделя, тибетский
буддизм есть результат слияния двух религиозных направлений:
местного бона и индийского буддизма. Этот процесс начался в
VII в. н.э., а позднее, примерно в XI-XII вв., начался
процесс выделения из единого религиозного потока буддийских
направлений, школ и сект: выделились кадампа, кагьюпа,
ньингмапа, сакьяпа и другие [126, с. 55].
В 1950 г. немецкий исследователь тибетских религий X. Хофман
опубликовал свой труд "Источники по истории тибетской
религии бон" [90]. В этой работе дана история бонской
религии, в основном по буддийским источникам, а также ее
описание на основе этих данных.
* Здесь и далее первое число в скобках означает номер
источника, приведенного в разделе "Литература" данной
работы.
Хофман полагает, что главными бонскими богами являются Небо
и Земля. Кроме них существует масса самых разных духов:
духов гор, лесов, рек, озер и т.д., а также многочисленные
злые бесы. В бонской религии была и существует до сих пор
жреческая организация, представители которой общаются с
духами, заклинают, пытаясь умилостивить одних, и подавляют
других. Хофман, не отождествляя прямо бон с шаманизмом,
осторожно склоняется к тому, что в своем первоначальном или
древнем виде эта религия была анимистической, что было
свойственно многим первобытным народам. Он считает, что у
бона, исключая из него буддийские элементы, которые стали
вливаться в него, начиная с VII в. н.э., было много общего с
шаманизмом, понимая под последним первобытные религии урало-
алтайских народов [90, с. 197-210]. При этом автор не
допускает мысли о том, что дело, может быть, не в случайных
совпадениях, а в том, что у всех центральноазиатских народов
была одна, общая для них религия.
Говоря об истории бонской религии, автор данного
исследования указывает, ссылаясь на тибетские источники, на
районы, из которых эта религия могла проникнуть в Тибет:
страна Тагзиг (Таджик), под которой он понимает
мусульманские районы, примыкающие к Западному Тибету, тюрко-
монгольская страна Аша (к востоку от Тибета) и страна Шаншун
(Северо-Западный Тибет). В этой последней как раз где-то и
находилась легендарная страна Олмо - родина Шенраба,
основателя бонской веры.
По мнению Хофмана, местонахождение страны Олмо было
установлено проф. Туччи во время его экспедиции в Тибет в
1935 г. Центром этой страны, а следовательно, и бонской веры
оказывается район священного для тибетцев озера Манасаровар
в Западном Тибете. Но в средневековых тибетских источниках
страна Олмо упоминается часто как синоним Ирана. Это
противоречие решается автором просто и безо всяких
затруднений: под Ираном имеется, конечно, в виду
мусульманский мир, который подходил вплотную к Западному
Тибету [90, с. 213 ]. Сделав это остроумное предположение,
автор тем самым создал неразрешимое противоречие, а именно:
какое отношение имеет мусульманский мир к бону, если расцвет
последнего относится к первой половине VII в. н.э., а возник
он по крайней мере за пятьсот лет до этого, если не раньше?
В заключительной части своего исследования автор
рассматривает историю бонской церкви с VII в. до Нового
времени на общем фоне религиозной и политической борьбы в
Тибете [90, с. 210-243]. О предшествующем периоде ничего
определенного не сообщается по причине отсутствия каких бы
то ни было точных данных: письменность в Тибете появляется в
VII в. н.э., и только с этого времени начинаются вестись
хроники и фиксируются события, в том числе и предшествующие,
которые существовали до этого в устном виде.
Остальную часть книги Хофмана, не менее ее половины,
занимают извлечения из тибетских источников, главным образом
буддийских, в которых в той или иной степени содержатся
сведения, касающиеся бонской религии и ее истории. Отрывки
из тибетских оригиналов приводятся по-тибетски с
параллельным их переводом на немецкий язык [90, с. 243-423
].
В 1956 г. вышла в свет популярная книга того же самого
автора "Религии Тибета", в которой бонской религии отводится
значительное место [89, с. 115, 57-75, 76-104].
Принципиально новых данных о боне, сравнительно с
предшествующей книгой, в ней не содержится.
Характеристика бонской религии дается также в работе Р.А.
Стейна "Тибетская цивилизация" [108]. Первое, на что
указывает автор: об истории этой религии нам известно очень
мало, а об особенностях ее трудно сказать что-либо
определенное. Что касается древнейшего периода этой религии,
то тут дело обстоит еще хуже. Можно только утверждать, что
эта религия не была в древнем Тибете единственной и что она
совсем не была примитивной [108, с. 193-194].
Стейн говорит, основываясь на тибетской традиции, что первый
правитель Тибета Някхри (хронология неизвестна, но,
вероятно, около I в. н.э. -
Б.К.) был признан в качестве царя бонскими жрецами разных
племен и областей. Этому царю приписывается покорение страны
Сумпа (Северо-Восточный Тибет), в которой господствовали
бонцы. В эпоху этого царя появляется "религия богов", то
есть то, что мы называем боном. При потомках этого царя были
ophck`xem{ бонские жрецы из Ирана и страны Аша (тюрко-
монгольское государство в районе озера Хухунор), которые
устанавливали "культ богов для живых и подавляли демонов для
умерших" [108, с. 195- 196]. В VII в. н.э. при царе
Сронцзангамбо положение бонцев было весьма прочным, а первое
притеснение бона относится к правлению царя Тисрондэцана
(VIII в.).
Касаясь вопроса о происхождении бона, Стейн пишет, что
существуют две тибетские версии относительно страны Олмо -
родины Шенраба, основателя бонской религии. Согласно одной
из них эта страна находилась в Шаншуне (Северо-Западный
Тибет), а согласно другой - в Иране. При этом Стейн не
обратил внимания на то, что тибетцы говорят о двух Шаншунах,
один из которых действительно находится в Тибете, тогда как
другой, родина Шенраба, - в Иране. Указывая на то, что в
бонской религии можно видеть иранские влияния, то есть
манихейские или гностические, Стейн все же считает, что
Индия дала бону гораздо больше, чем Иран или Гилгит [108. с.
200].
Замечание вполне справедливое, но имеющее отношение, как это
понимает и сам автор, только к бону в его позднем и
современном состоянии.
История рождения и жизни Шенраба, как указывает Стейн,
излагается в бонской сутре "Зермиг", которая является точной
копией биографии Будды Шакьямуни. В бонском варианте
говорится о двух мирах света, белом и красном, которые
вселяются в родителей Шенраба. Согласно другой версии,
Шенраб спускается с неба на землю в виде радуги. Эти легенды
подтверждают свидетельства поздних источников, что бонцы
"любили небо".
Некоторые из космогонических бонских представлений, по
мнению автора, ясно указывают на их иностранное
происхождение. Согласно одной из легенд, в мире, в котором
не было ни формы, ни реальности, появился между бытием и
небытием чудесный, или волшебный, человек, назвавший себя
Сотворенный, Владыка Бытия. В то время не было ни сезонов
года, ни небесных явлений, ни различия между днем и ночью.
Леса росли сами по себе, но не было никаких животных. Боги,
жившие вверху, не обладали могуществом, также и демоны, или
подземные боги. Затем появляются два луча света, белый и
черный, которые превращаются в два горчичных зерна: черное и
белое. Потом появляется черный человек по имени Черный ад.
Он, будучи творцом зла, отделяет день от ночи, посылает гром
и молнии, посылает болезни и демонов на людей, предписывает
всем убивать друг друга. Он - творец раздоров, борьбы и
войны. Он противостоит всему остальному миру и является
воплощением небытия. Вслед за ним появляется белый человек в
окружении света, который называется Владыка, Любящий Бытие.
Он олицетворяет собой добро и дает счастье всему миру.
Согласно другой легенде, царица демонов создала этот мир из
своего тела. Вершина ее головы - это небо, глаза - это
солнце и луна. Когда она их открывает, наступает день, а
когда закрывает, то - ночь, и т.д. В этих легендах, как
onk`c`er Стейн, можно видеть манихейские или гностические
влияния. Что же касается других, в которых, к примеру,
небытие и бытие создают яйцо, а из него, в свою очередь,
возникает мир, то они находят себе вполне ясные параллели в
древних индийских текстах [108, с. 209-210].
Подводя итог нашему обзору сведений о бонской религии в
европейских исследованиях, приходится признать, что на
основе этих сведений трудно сказать о боне чтолибо
определенное. Особенно большое недоумение вызывают
сообщения, со ссылкой на тибетские источники, о двух
предполагаемых родинах бона: по одной версии как будто бы
это будет Северо-Западный Тибет, а по другойИран. Поэтому,
обращаясь к тибетским источникам за получением более
подробных сведений о бонской религии, попытаемся сначала
установить место возникновения этой религии, так как все
наиболее авторитетные тибетские источники единодушны в том,
что бонская вера появилась в какой-то чужеземной стране за
пределами собственно Тибета
| |
| Runables | |
|
Тема: RE: Максу777
| для ответа необходимо зарегистрироваться |
///
например есть У-Син - пять стихий ...
и есть ещё более любимое западниками - "пять направлений" (север, восток, юг, запад и ЦЕНТР) ... и этот центр обычно на Западников производит НЕИСГЛАДИМОЕ впечатление ... вот порой возникают теории (типа окитаезированные), где среди известных понятий западных есть ещё и ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ ИХ ПОНЯТИЕ поставленное в один ряд с остальными ...
поскольку ОГОНЬ+ВОДА+ВОЗДУХ+ЗЕМЛЯ=ПРОСТРАНСТВО , то и возникает ПРОСТРАНСТВО как стихия ... и это с точки зрения Западного человека влюблённого в китайскую традицию - нормально.
....
короче, всё в норме ... и спорить тут нет о чём ... :)
....
ну уж если говорить о Китае ... :) ..
то в У-Сине на самом деле ШЕСТЬ стихий ... :) ... хотя о шестой никто не говорит (и это не ЧЕЛОВЕК ... :) ... и не Майя, и не пространство ... :) ...)
| |
| Olgerd | |
|
Тема: RE: RE: Ру
| для ответа необходимо зарегистрироваться |
дак У-син совсем из другой оперы.
| |
| Olgerd | |
|
Тема: RE: RE: RE: И то я не уверен
| для ответа необходимо зарегистрироваться |
что у-син и стихии в западном понимании это одно и то же. Хотя если верить Юдлаву вроде есть параллели.
| |
| Runables | |
|
Тема: RE: RE: RE: Ру
| для ответа необходимо зарегистрироваться |
/// ... :) ... а Майя из какой оперы??? ... :) ... :) ...
тат на форуме два слова из трёх не из той оперы ... :) ... :) ... ну так что же теперь? ... :)
| |
| max777 | |
|
Тема: RE: RE: Истчо
| для ответа необходимо зарегистрироваться |
По поводу работы Д.Л. - это всего лишь краткий обзор буддизма. Ни про какие стихии и что либо подобное там не найти потому, что такие сведения содержатся в Тантрах - эзотерической писаниях Тиб.Буддизма и Бона. Читать их можно лишь после соответствующих посвящений, но в последнее время было опубликовано (полностью) лишь несколько высших тантр, и то на английском, а так лишь частями. Кроме того Д.Л. пренадлежит к школе Гелуг - школе нового перевода, а подобные тантры (их сотни а может и тысячи) в основном присутствуют в школе Нингма и Боне.
По поводу второго отрывка - мнение что Бон так примитивен, так это сказки которыми детей в Тибете пугали...
Хотя и сейчас зачастую недалекие последователи Буддизма (в основном Гелугпа) придержеваются подобного мнения. Что бы получить адекватное представление советую почитать Рейнольдса (современный исследователь) и самих лам Бона
| |
| max777 | |
|
Тема: ОТВЕТ
| для ответа необходимо зарегистрироваться |
Олгерд спорить с вами мне право недосуг. Если хотите можете эту тему о Боне копнуть глубже. Некоторые направления я вам показал. Если не хотите что ж дело ваше. Просто не стоит вот так бросатся обвинениями и оскорблениями.
Еще раз скажу, что не хотел никого обидеть.
| |
| max777 | |
|
Тема: RE: ОТВЕТ - ДОПОЛНЕНИЕ (NO COMMEENT)
| для ответа необходимо зарегистрироваться |
ВОТ ТОЛЬКО НАПИСАЛ ОТВЕТ, ЗАХОЖУ НА ОДИН САЙТ ПО БОНУ И ВИЖУ АНОНС НОВОЙ КНИГИ (КИДАЮ НЕПЕРЕВОДЯ, Т.К. Я ПОНЯЛ ВЫ СМОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ) -
The Five Elements in Tibetan Shamanism, Tantra, and Dzogchen
By Tenzin Wangyal Rinpoche
May 2002
176 pp., 6 x 9"
$16.95 paper
In the shamanic world-view of Tibetan Bon, the five elements of earth, water, fire, air, and space are accessed through the raw powers of nature and through non-physical beings associated with the natural world. In the Tibetan tantric view, the elements are recognized as five kinds of energy in the body and are balanced with yogic movements, breathing exercises, and visualizations. In the high teachings Dzogchen, the elements are understood to be the radiance of being and are accessed through pure awareness.
ВОБЩЕМ ЗАЩИТНИКИ НЕ ДРЕМЛЮТ :-)
| |
Страницы: 1 2
|
|
|
|
|